Загрязнение масел
В ходе эксплуатации смазочных масел их рабочие характеристики неизбежно ухудшаются за счет изменения химического состава масел различными загрязнениями. Наибольшее количество источников загрязнений наблюдается у моторных масел двигателей (см. рис.1)
Рис.1− Вещества, загрязняющие моторные масла.
Основными же источниками загрязнений масел стандартного роторного оборудования являются:
- вода;
- газовые включения;
- механические примеси;
- продукты окисления;
- технологические жидкости.
Сильное загрязнение масла водой существенно ухудшает качество масла. Вода инициирует в масле окислительные процессы и существенно ускоряет коррозионные процессы. В присутствии воды может происходить электроэрозия − вырывания частиц металла с поверхности смазываемых деталей за счет импульса электрического разряда, а в случае отрицательных температур замерзшая вода выступает дополнительным абразивным источником износа рабочих поверхностей. Нельзя забывать и о том, что вода является благоприятной средой обитания и размножения микроорганизмов, также снижающих основные показатели масла.
Газовые загрязнения масла включают в себя атмосферный воздух, технологические газы, а также газообразные продукты химических реакций, протекающих в масле. Под действием атмосферного воздуха усиливаются окислительные процессы с образованием нерастворимых осадков, а под действием других газов могут наблюдаться различные химические реакции с компонентами масла, а также кавитация, оказывающая разрушительное воздействие на смазываемые поверхности.
Образование механических примесей в масле обусловлено процессами коррозии и износа рабочих поверхностей, химическими реакциями в масле с образованием твердых продуктов, откалыванием частиц уплотнительных элементов, попаданием пыли и песка и т.д. Механические примеси относятся к категории наиболее опасных загрязнителей масла, так как существенно усиливают абразивный износ соприкасающихся поверхностей.
Под воздействием высоких температур неустойчивые углеводороды масла вступают в реакции окисления, которые приводят к образованию вредных продуктов: кислот, смол, асфальтенов, карбенов и т.д., ухудшающих эксплуатационные качества масел. Имеют место и другие типы реакций, оказывающих существенное влияние на общий химический состав масла лишь с течением определенного времени. Подобные химические изменения называются “старением” масла.
Загрязнение масел технологическими жидкостями или топливом также приводит к ухудшению физико-химических свойств масел.
Современная эксплуатация роторного оборудования подразумевает если не мониторинг, то периодический контроль вибрации и температуры оборудования и контроль состояния масла. Компания MVR, следуя концепции «три вектора надежности – вибрация+температура+ анализ масла», производит широкие линейки средств виброконтроля и вибродиагностики (виброметры и виброанализаторы), средств теплового контроля (пирометры и тепловизоры), а также минилаборатории для анализа масла непосредственно по месту установки оборудования. В частности, для определения основных физико-химических показателей масла и источников его загрязнений мы рекомендуем к приобретению минилабораторию BALTECH OA-5400. С ее помощью вы всего за несколько минут определите следующие показатели масла:
- вязкость
- общее кислотное число,
- общее щелочное число,
- окисление,
- нитрование,
- сульфирование,
- определение наличия таких загрязнителей, как вода, сажа, гликоль и неправильное масло,
- истощение антиоксидантов и противоизносных присадок,
- класс чистоты масла по ИСО 4406.
Помимо этого, благодаря включению в состав минилаборатории BALTECH OA-5400 элементного анализатора Q100 и счетчика частиц Q200, вы сможете диагностировать наиболее изнашиваемые детали и узлы и тип износа.
Если вы еще не оснастили свою сервисную службу минилабораторией BALTECH OA-5400 или ее аналогами из серии BALTECH OA, то вы можете воспользоваться услугами Отдела выездного сервиса (ОВС) MVR, стоимость которых существенно ниже стоимости лабораторных анализов масел.
Для обучения работе с продуктами серии BALTECH OA приглашаем вас пройти обучение в сертифицированном Учебном центре MVR, а также повысить свою квалификацию на курсе «Основы трибодиагностики. Загрязнение масел».