Масло и гликоль
Гликоли – двухатомные спирты, обладающие высокой температурой кипения и низкой температурой замерзания. Благодаря этим характеристикам, а также низкой себестоимости производства, гликоли являются идеальным теплоносителем для систем охлаждения. Существует несколько разновидностей гликоля: пропиленгликоль, монопропиленгликоль и этиленгликоль. Мы рассматриваем этиленгликоль (далее по тексту – гликоль), который обладает лучшей теплопередачей и применяется для приготовления антифризов.
Антифризы получают разбавлением гликоля дистиллированной водой в пропорции 50/50 с добавлением органо-металлических и органических присадок (фосфаты, бораты натрия, молибдаты, силикаты натрия и др.), обеспечивающих защиту системы охлаждения от коррозии/кавитации, образования накипи, пенообразования и поддержания уровня кислотности pH.
Масло и гликоль – понятия несовместимые, так как при попадании гликоля в систему смазки происходит быстрая деградации масла, приводящая к массовым отказам компонентов агрегата за небольшой период времени.
Казалось бы, системы смазки и охлаждения двигателей машин изолированы друг от друга и теоретически не должно происходить смешение масла и гликоля. Но на практике, приблизительно в 8% случаев анализ образцов масла показывает наличие в нем гликоля.
Существует несколько путей попадания гликоля в масло, а именно, через:
- изношенные уплотнения;
- прокладки головок цилиндров;
- деформированные головки цилиндров;
- уплотнение водяного насоса;
- поврежденные гильзы цилиндров и др.
По статистике производителей OEM дизельных двигателей, 53% случаев катастрофического отказа дизелей связаны именно с протечкой антифриза в масло.
Гликоль не растворяется в масле и под действием высоких температур приводит к образованию различных вредных химикатов, разрушающих как само масло, так и детали двигателя. Среди главных негативных последствий попадания гликоля в масло необходимо выделить:
- коррозию и эрозию стенок гильзы цилиндра с образованием микроскопических отверстий, через которые антифриз просачивается в камеру сгорания. При длительном простое двигателя камера сгорания может быть полностью заполнена антифризом, что при запуске двигателя может вызвать его заклинивание.
- коррозию рабочих поверхностей подшипников, а также деталей из бронзы и латуни.
- слипание масла за счет катастрофического истощения присадок, вступающих в реакцию с гликолем (с выделением осадка). К примеру, при поступлении в масло гликоля, соответствующего 1% от всего объема антифриза, приводит к образованию 70-80 грамм твердых осадков – продуктов реакции гликоля с присадками.
- потерю дисперсионной способности масла. В результате происходит осаждение сажи на поверхностях клапанной коробки, кольцевых канавках, площадях головки поршня, компонентах клапанных механизмов и т.д.
- резкое увеличение вязкости масла, которое может привести к непропорциональному течению масла на фрикционных поверхностях.
- резкое повышение окисления масла.
Технический персонал, обслуживающий дизельные машины, может диагностировать наличие гликоля в масле:
- по белому дыму, исходящему из выхлопной трубы,
- блестящему липкому осадку консистенции сметаны на использованном фильтре,
- аномально высокому давлению масла в дизеле сразу же после замены масла и фильтра.
Учитывая серьезность последствий попадания гликоля в масло, компания MVR, помимо названных выше признаков наличия гликоля в масле, рекомендует руководствоваться более надежными данными, которые обеспечивают продукты MVR. В качестве самого бюджетного средства определения гликоля в масле мы рекомендуем тесты капельной пробы, с помощью которых всего по одной капле масла вы сможете определить:
- наличие сажи, пепла, продуктов износа металла или другие виды загрязнения масла;
- текущее состояние масла;
- наличие в масле воды и гликоля;
- наличие в масле топлива.
Принцип действия тестов очень прост: нанесите каплю масла на тест-лист и затем сравните отпечаток масла с шаблоном для проверки. На отпечатке масла будут наблюдаться четыре круга, среди которых 3-ий показывает наличие или отсутствие гликоля в масле.
Наличие воды.
Третий круг с зубчатым краем показывает наличие воды в масле! После того, как тестовая пластина впитает в себя масло, образуется зубчатый край. Если в масле много воды, Вы узнаете об этом через несколько минут. При высоком содержании воды результат может распространиться на круги 1, 2 и 4. Мы различаем два типа воды: конденсационная вода и охлаждающая жидкость (с гликолем). Оба типа воды образуют зубчатый край на 3 круге. Если в моторном масле содержится гликоль, Вы узнаете через полчаса по внешнему желтому кольцу («короне») вокруг зубчатого обода, которое постоянно увеличивается в размерах и становится все более четким.
Рис.1 – Признак содержания воды и гликоля в масле
Самым же лучшим вариантом контроля состояния масла и, в частности, содержания гликоля в масле, является приобретение минилаборатории в компании MVR, позволяющей определять все основные показатели масла, необходимые для его оперативного контроля.
Минилаборатория RY-300 включает в свой состав четыре тщательно подобранных прибора, среди которых элементный анализатор, предназначенный для определения элементного состава загрязнений и продуктов износа. В частности, содержание гликоля определяется анализатором по обнаружению и количественной оценке содержания натрия, бора и/или калия, входящих в присадки антифриза.
Для обучения работе с тестами и минилабораторией вам необходимо пройти 3-х дневное обучение в Учебном центре MVR-Company.
Если же сервисная служба вашего предприятия не оснащена средствами трибодиагностики, то вы можете воспользоваться услугами нашего Отдела выездного обслуживания и энергосервиса (ОВОЭ) MVR.
Как можно видеть на примере несовместимости масла и гликоля, знание основ трибодиагностики является очень важным для обеспечения надежности вашего оборудования. Поэтому мы приглашаем вас пройти обучение на курсе «Основы теории смазки машин» в Учебном центре MVR, а также принять участие в наших научно-практических семинарах.