Лабораторные анализы моторных масел

В процессе эксплуатации любого двигателя неизбежно изменяется химический состав и  качественные показатели масла, используемого для уменьшения трения трущихся деталей или узлов и отвода от них тепла. Данные изменения происходят как за счет окисления масла и попадания в него извне технических жидкостей или топлива, так и за счет засорения продуктами износа деталей двигателя. Иными словами, существуЛабораторные анализы моторных масел (2)ет достаточно строгая взаимосвязь между текущим состоянием масла и условиями эксплуатации и техническим состоянием самого двигателя. На этой взаимосвязи и основана трибодиагностика двигателей – молодое, но перспективное направление неразрушающего контроля, основанное на диагностике дефектов двигателя через определение химического состава и качественных показателей масла.

В настоящее время различают бортовую трибодиагностику, реализуемую непосредственно на эксплуатируемом оборудовании, и лабораторную трибодиагностику, основанную на лабораторных анализах масел. Бортовая трибодиагностика является средством оперативного контроля состояния двигателя и предупреждает о дефекте узлов трения незадолго до опасности их разрушения. Лабораторная же трибодиагностика, напротив, предназначена для долгосрочного прогнозирования и локализации дефектов двигателя.

Лабораторные анализы моторных масел проводятся на высокотехнологичном современном оборудовании по методикам, регламентированным соответствующими ГОСТами. Лабораторные анализы, в зависимости от возможностей лаборатории анализа масел и пожеланий заказчика,  могут проводиться по укороченной и полной программам. При укороченной программе производят титрометрический анализ масла и определяют содержание в нем продуктов износа. При полном анализе – определяют все основные показатели масла, среди которых:

  • кинематическая вязкость при температуре 40, 100°С;
  • индекс вязкости;
  • вязкость динамическая;
  • испаряемость на NOACK, %;
  • температура вспышки (в открытом тигле);
  • температура застывания;
  • массовое содержание механических примесей;
  • массовое содержание воды;
  • содержание гликоля и топлива, %;
  • массовое содержание серы;
  • плотность при 20°С;
  • щелочное число;
  • кислотное число;
  • сульфатная зольность, %;
  • коррозия металлов;
  • антикоррозионные и защитные свойства;
  • пенообразование;
  • совместимость с резиной;
  • наличие водорастворимых кислот и щелочей;
  • содержание элементов износа и загрязнений;
  • содержание элементов присадок;
  • трибологические характеристики (диаметр пятна износа, нагрузка сваривания, индекс задира, критическая нагрузка);
  • стабильность против деструкции;
  • количество частиц, класс частоты.

Полный лабораторный анализ моторных масел позволяет достоверно судить о текущем состоянии масел и состоянии трущихся узлов и деталей двигателя. В частности, оценку состояния смазываемых узлов трения авиационных двигателей, к которым предъявляются особо высокие требования надежности, проводят по содержанию металлов в продуктах износа, для которых устанавливаются уровни:

  • повышенная концентрация, при достижении которой двигатель ставится на особый контроль;
  • предельно-допустимая концентрация, при которой двигатель снимается с эксплуатации.

В случае автомобильных двигателей по наличию повышенных концентраций металлов определяются следующие изнашиваемые детали и узлы двигателя:

Лабораторные анализы моторных маселНе менее полезную диагностическую информацию о состоянии двигателя несут и механические примеси неметаллического происхождения (топливо, сажа, антифриз и др.), а также информация о распределении размеров частиц износа, их форме, соотношении размеров и составе отдельных частиц, состоянии их поверхностей.

Если вам необходим полный анализ масел, то при выборе лаборатории анализа масел обратите внимание на наличие у нее государственной аккредитации, современного лабораторного оборудования и штата квалифицированных специалистов.

Лабораторные анализы моторных масел, при всей полноте выдаваемой информации, обладают и рядом существенных недостатков:

  • высокой стоимостью лабораторных исследований;
  • необходимостью относительно большого количества масла для проб и необходимостью транспортировки проб в лабораторию;
  • длительностью процедуры анализа, достигающей нескольких дней.

Выше мы уже упоминали о бортовой трибодиагностике, реализуемой с помощью простейших сигнализаторов стружки, фильтров-сигнализаторов и магнитных пробках, и направленной для контроля состояния смазки и двигателей. Компания MVR, творчески развивая данное направление и приближая его по информативности к лабораторным анализам масел, предлагает многочисленным клиентам мобильную минилабораторию. С помощью данного трехвекторного маслоанализатора непосредственно на рабочем месте и в течение всего нескольких минут вы получите информацию по следующим показателям масел:

  • деградации химических свойств;
  • загрязнению техническими жидкостями;
  • содержанию воды;
  • размерам частиц и их количеству согласно ISO 4406;
  • вязкости;
  • составу продуктов износа;
  • ферромагнитным и неферромагнитным продуктам износа.

Особо отметим, что работа с анализатором не требует каких-либо особых знаний и навыков – для уверенного пользования им достаточно прохождения 3-х дневного обучения в Учебном центре компании MVR.